Приватизация комнаты в коммунальной квартире
Коммунальные квартиры или коммуналки – это помещения с несколькими комнатами, в которых живут разные семьи. Были распространены в 80-е годы: частной собственности нет, жилье строит государство и передает гражданам на безвозмездной основе на неопределенный срок. Все что нужно было – это оплачивать коммунальные платежи. С 90-х государственные метры не в аварийном состоянии и с отдельным входом можно оформить в частную собственность, то есть приватизировать.
Как приватизировать комнату в коммуналке?
Алгоритм действий следующий:- Узнать, кто собственник квартиры.
- Получить согласие или заверенные отказы от жильцов, зарегистрированных в комнате.
- Подготовить пакет документов.
- Подать заявку в местную администрацию и заключить договор о приватизации.
- Зарегистрировать право собственности в Росреестре.
Как узнать, кто собственник дома?
Оформить право собственности можно только в тех случаях, если владелец дома федеральное или городское образование. Специализированные общежития, ведомственные дома относятся к специализированному жилью и приватизации не подлежат.Согласие или отказ других жильцов
Оформляются только проживающими в приватизируемой комнате, а не всей коммуналки.Использовать право на приватизацию можно только один раз. Поэтому жильцам важно принять взвешенное решение: либо воспользоваться своим правом и получить в собственность минимальную площадь, с которой потом могут возникнуть сложности при продаже или обмене, либо отказаться от участия и официально оформить передачу своей доли в пользу другого жильца. Обычно в одной комнате проживают члены одной семьи и с оформлением долей на 1-2 жильцов проблем не бывает. Например, бабушка может написать отказ в пользу несовершеннолетней внучки. А так как несовершеннолетние дети самостоятельного участия в приватизации не принимают, внучка сохранит свое право и сможет приватизировать другое жилье в будущем.
Если в комнате проживают несовершеннолетние дети и хотя бы один из родителей участвует в приватизации, то детям по закону автоматически выделяется обязательная доля. Даже если на момент получения комнаты родители в разводе. Оформить отказ за несовершеннолетних без согласия органов опеки нельзя. Если в отказе есть необходимость, детей регистрируют по другому адресу до начала процесса приватизации.
За или против – не важно, главное, чтобы не было «воздержавшихся», иначе процесс приватизации не начать.
Документы для приватизации комнаты в коммунальной квартире
В пакет документов, необходимых для рассмотрения заявки на приватизацию, входят:- Договор социального найма – документ, подтверждающий право жильца проживать в комнате самостоятельно или с семьей. Договор регулируется ЖК РФ. Заключается он между гражданином и государственным (муниципальным) жилищным фондом бессрочно. Взамен утерянного оригинала, подойдет дубликат.
- До 2005 года документом, подтверждающим право жильцов на жилье, был ордер. Можно предъявить и его, но только вместе с архивной выпиской о выдаче комнаты.
- Кадастровый паспорт всей коммунальной квартиры и приватизируемой комнаты отдельно. Получают документ в БТИ. Состоит «коммуналка» из жилых комнат и общей территории (прихожая, кухня, балкон на кухне, ванная комната и санузел). Приватизировать можно только комнаты, выделенные отдельным жильцам. Важно чтобы комната была непроходной, с дверью отгородиться от соседей.
- Паспорт жильца, указанного в договоре соцнайма.
- Паспорта жильцов, зарегистрированных в приватизируемой комнате и не упомянутых в договоре социального найма. Для детей — свидетельство о рождении.
- Справка о не реализации своего права на приватизацию на момент подачи документов. Предоставляется на каждого зарегистрированного в комнате жильца.
- Заверенный нотариально отказ от доли.
- Заявление о смене права собственности заполняется на бланке отдела Департамента по жилищной политике. Указываются данные о самой комнате, текущем собственнике и зарегистрированных в ней жильцах. Все, участвующие в приватизации лица, должны подписать данный документ.
- Выписка из ЕГРН о том, что комната числится на муниципальном балансе. Из-за срока действия важно получить этот документ одним из последних.
На подготовку документов могут уйти месяцы. Сохранить нервы и деньги помогают специализированные фирмы, готовые за определённый гонорар подготовить все бумаги.
Заключение договора о переходе прав на недвижимость
Принять решение и предоставить письменный ответ администрация должна не позднее 30 дней с момента подачи заявителем документов.Если отказ не обоснован и не соответствует законодательным нормам, его оспаривают в суде.
Регистрация права собственности
Подписанный с двумя сторонами договор, регистрируется в Росреестре. Можно подать документы самостоятельно или через МФЦ.Так гражданин становится полноправным собственником комнаты и может продолжить жить в ней сам, сдать в аренду или продать.
Нет комментариев