Удобно и опасно: риски и возможности при торговле в маркетплейсах

Маркетплейс
Маркетплейс – сервис online-торговли для любого бизнеса, связанного с широкой аудиторией. Данный рынок имеет свои правила и требования, к которым необходимо адаптироваться. Тактику бизнеса на чужой online-площадке описали предприниматели, занимающиеся продажами на маркетплейсах.

Активное развитие

Маркетплейсы – оперативно развивающийся рынок online-торговли. По данным сервиса «DataInsight» известные представители этой отрасли за прошедший год увеличили свое состояние на:

  • Wildberries – на 90%;
  • Озон – на 92%;
  • АлиЭкспресс – на 159%.

Причина такого роста вполне объяснима: маркетплейсы – online-гипермаркеты, где начать торговлю может любой импортёр или производитель. Разница между маркетплейсами и интернет-магазинами – скорость расширения торгового предприятия (объемов продаж).

Маркетплейсы в свою очередь взимают с бизнесмена процент, например на АлиЭкспресс процентная ставка до 8%, на других сервисах (Ozon) процентная ставка зависит от продукта (на украшения 24%, на бытовую химию 8% и т.д.).

На территории РФ работают более десяти маркетплейсов, они специализируются на одном товаре или на нескольких. Количество пользователей маркетплейсов – более 50 млн, это главная причина из-за которой производители уделяют большое внимание именно им. Создавая свой интернет-магазин продавцу необходимо привлечь на него покупателей, а это намного сложнее.

Успешное сотрудничество

Небезызвестный продавец постельного белья – «Шуйские ситцы» начал взаимодействие с маркетплейсами в период пандемии, когда обычные магазины, где распространялась продукция были закрыты. Организация сотрудничала с Ozon, Wildberries и несколькими другими сервисами. По словам директора компании – «Область розничных продаж значительно увеличилась и охватила пару соседних государств (Белоруссию, Казахстан)». Также Катерина Матросова (руководитель «Шуйских ситцев») рассказала, что объемы розничных продаж за первый месяц сотрудничества с маркетплейсами увеличились в 4 раза.

Павлу Осипову (основателю бренда сумок и рюкзаков «Neovima») маркетплейсы приносят до 25-30% дохода. Популярные агрегаторы имеют наработанную аудиторию, за счёт которой даже новые бренды находят своего покупателя. Со слов Павла, его организация в начале торговала на маркетплейсах специализирующихся на одном типе продукции (новые «молодежные» бренды), но покупателей она нашла на Wildberries и Озон.

Магазин бижутерии и украшений «Blucome» распространяет свою продукцию исключительно на маркетплейсах и имеет 100% прибыли с них. Товары продаются на АлиЭкспресс, Озон и Wildberries, последний приносит большую часть дохода.

У каждого маркетплейса свои правила и тарифы, связанные с:

  • содержанием и обработкой;
  • доставка и возврат;
  • комиссии на продажу согласно категории;
  • другие факторы (сроки гарантии, хранение и т.п).

Обратная сторона сотрудничества

Все продавцы и производители должны следовать правилам и требованиям площадки, с которой он сотрудничает.

«Бывало, что товар блокировался на складе без разъяснения причин и приходилось ждать месяцами его возврата. За этот период продукция потеряла актуальность и продалась только по заниженной цене» — поделился П. Осипов. Данные ситуации возникают из-за того, что маркетплейсы держат товары на нескольких складах, а перед отправкой его требуется собрать в едино.

Могло произойти так, что партия товара блокировалась ввиду наличия ярлыков с указанием информации (контактов) с организацией (продавца). Пару недель выяснялись причины «замораживания» торговли, после чего товар был возвращен.

Катерина Матросова считает, что все требования маркетплейсов оправданны, так как они взаимодействуют с тысячами продавцов и поэтому необходима организация работ в 1-ом формате.

По словам представителей маркетплейсов, они уделяют большое внимание контролю количества товаров на складах. Здесь работает политика: больше продаж – больше выделенного места на складе. Из-за этого продавцам приходится делать уценки или устраивать распродажи.

Когда поставщик начинает торговлю на чужой площадке, ему следует знать, что он более не контролирует цены на свой товар в полной мере. К примеру, если маркетплейс устраивает глобальные скидки, то продавцу приходится снижать и свои цены.

Выводы

Маркетплейсы – хорошие площадки для начала online-бизнеса (минимальное вложение и возможность получения ощутимой прибыли).

Продавцам и поставщикам следует комбинировать все сферы сбыта продукции (личный интернет магазин и маркетплейсы) и каналы для увеличения интернет продаж (группы, социальные сети).


Реклама

Нет комментариев