Как понять готов ли ребенок к школе? Определение школьной зрелости
Карта или таблица школьной зрелости отражает развитие дошкольных способностей, делающих ребенка необычайно пластичным и готовым к любой системе образования. Прежде чем читать предлагаемую карту, остановитесь ненадолго и задумайтесь. Сформулируйте ближайшие две-три цели вашего домашнего воспитания, которые вы считаете необходимым достигнуть, чтобы вашему ребенку было комфортно в школе. Теперь бегло просмотрите предлагаемую карту необходимых (но заведомо недостаточных) условий готовности будущего школьник к обучению и проверьте, есть ли в ней намеченные вами цели.
Помните: эта карта – чрезвычайно обобщенная, в ней заведомо нет таких конкретных целей, как, например, «выучить с ребенком два-три стихотворения» (чего зачастую требуют при приеме в школу), «усовершенствовать технику чтения», «выучить названия всех месяцев и дней недели»…
Для того чтобы наложить такие цели на карту развития, их надо суметь обобщить. Все перечисленные цели лежат в одной ячейке карты: «Способность действовать по образцу». Ваш ребенок умеет подражать тем действиям взрослых и сверстников, которые ему интересны, привлекательны, и учиться новым действиям, воспроизводя образцы? Для ответа на этот вопрос вспомните, сколько новых действий, слов, песенок, историй освоил он за последние несколько месяцев.
Если вам вспомнятся хотя бы пять-шесть примеров такого обучения по образцу, вздохните с облегчением: кажется, эта способность у ребенка есть. Но еще раз себя перепроверьте: в вашем перечне присутствуют и ручные, и словесные действия или только словесные (новые обороты речи, новые анекдоты, новые стихи)? А что ваш ребенок за последние полгода научился делать руками, ногами, всем телом?
Вас не удивило, что в карте школьной зрелости отсутствуют такие, казалось бы, общепринятые требования к школьной готовности детей, как умение читать, считать, пересказывать, составлять рассказ по картинке? Конечно это всё – навыки. Если у дошкольника сформирована широкая способность приобретать навыки, то не беда, что конкретный навык чтения до школы сформирован недостаточно или вообще не сформирован.
Возможно, домашнее обучение чтению не было гладким и успешным потому, что ребенку трудно воспринимать маму, от которой хочется постоянно получать подтверждение своей исключительности, как учителя, исправляющего ошибки. И вместо старательного подражания маминому чтению ребенок бунтует против «нелюбовного» поведения… Раньше мама была так снисходительна к любым слабостям и проступкам – и вдруг…
За маминым «Старайся, вспомни, еще раз повтори, это буква Ф, мы уже проходили...» ребенку слышится совсем другое: «Ты стал хуже, раньше ты все делал замечательно, а теперь ты мне не нравишься – путаешь буквы, не стараешься, опозоришь меня перед учительницей...»
Такой «путаницы в отношениях» с учителем в школе, от которого ребенок ожидает контроля и оценки, быть не может! Если первоклассник сел за парту уже умелым имитатором, то образцы чтения он будет воспринимать легко и быстро. Но этому умению он должен научиться дома, причем очень рано: между первым и третьим годом жизни.
Помните: эта карта – чрезвычайно обобщенная, в ней заведомо нет таких конкретных целей, как, например, «выучить с ребенком два-три стихотворения» (чего зачастую требуют при приеме в школу), «усовершенствовать технику чтения», «выучить названия всех месяцев и дней недели»…
Для того чтобы наложить такие цели на карту развития, их надо суметь обобщить. Все перечисленные цели лежат в одной ячейке карты: «Способность действовать по образцу». Ваш ребенок умеет подражать тем действиям взрослых и сверстников, которые ему интересны, привлекательны, и учиться новым действиям, воспроизводя образцы? Для ответа на этот вопрос вспомните, сколько новых действий, слов, песенок, историй освоил он за последние несколько месяцев.
Если вам вспомнятся хотя бы пять-шесть примеров такого обучения по образцу, вздохните с облегчением: кажется, эта способность у ребенка есть. Но еще раз себя перепроверьте: в вашем перечне присутствуют и ручные, и словесные действия или только словесные (новые обороты речи, новые анекдоты, новые стихи)? А что ваш ребенок за последние полгода научился делать руками, ногами, всем телом?
Вас не удивило, что в карте школьной зрелости отсутствуют такие, казалось бы, общепринятые требования к школьной готовности детей, как умение читать, считать, пересказывать, составлять рассказ по картинке? Конечно это всё – навыки. Если у дошкольника сформирована широкая способность приобретать навыки, то не беда, что конкретный навык чтения до школы сформирован недостаточно или вообще не сформирован.
Возможно, домашнее обучение чтению не было гладким и успешным потому, что ребенку трудно воспринимать маму, от которой хочется постоянно получать подтверждение своей исключительности, как учителя, исправляющего ошибки. И вместо старательного подражания маминому чтению ребенок бунтует против «нелюбовного» поведения… Раньше мама была так снисходительна к любым слабостям и проступкам – и вдруг…
За маминым «Старайся, вспомни, еще раз повтори, это буква Ф, мы уже проходили...» ребенку слышится совсем другое: «Ты стал хуже, раньше ты все делал замечательно, а теперь ты мне не нравишься – путаешь буквы, не стараешься, опозоришь меня перед учительницей...»
Такой «путаницы в отношениях» с учителем в школе, от которого ребенок ожидает контроля и оценки, быть не может! Если первоклассник сел за парту уже умелым имитатором, то образцы чтения он будет воспринимать легко и быстро. Но этому умению он должен научиться дома, причем очень рано: между первым и третьим годом жизни.
Нет комментариев