9 лучших романов писателей-фантастов Марины и Сергея Дяченко

Стоит отметить, что Дяченко пишут довольно сложные книги, оставляющие след в уме и сердце. Непросто читать их романы подряд, т.к. в каждый нужно вникнуть, проанализировать и понять. Но все они светлые и обнадеживающие, даже когда финал трагический.

1. Самый известный – «Vita nostra».

Пройдя ряд тяжелых и унизительных испытаний, юная девушка Сашка Самохина вынуждена стать студенткой Института Специальных Технологий. Странные вещи творятся в его стенах. Студентов учат разбирать бессмысленные тексты, погружаться в себя и слушать сосущую тишину. В какой-то момент у Сашки вырастают крылья, и она летает над городом Торпой по ночам. Выясняется, что она должна стать частью Великой Речи, прозвучать, но в последний момент девушка проваливает экзамен. Недавно вышло продолжение этого романа, более жесткое и с неоднозначным финалом.

В романе удивительно точно передана атмосфера студенческого общежития. Первая любовь, алкоголь, громкая музыка, трудная учеба – все как в жизни, но с фантастическим подтекстом. Написано живо и натуралистично, словно читатель вместе с Сашкой погружается в задания на грани бреда, тренирует волю и пытается противостоять тирании преподавателей.

2. Самый незаслуженно обойденный вниманием – «Мигрант».

Обычный молодой человек внезапно переносится с осенней московской улицы на другую планету. Выясняется, что он сам-будущий оплатил временем своей жизни эту «эмиграцию», чтобы не оставаться на Земле, которой грозит большая опасность. В новых условиях главный герой проявляет чудеса отваги и благородства, помогает спасти планету, на которой оказался и пытается понять, что же стало с Землей.

Роман того же цикла, что и «Vita nostra» – «Метаморфозы». Сложные сюжетные хитросплетения, неожиданные повороты, завораживающая атмосфера, проявление лучших человеческих качеств, невероятные приключения за гранью возможностей обычного землянина – роман потрясающий, но о нем практически не говорят ни критики, ни читатели, и это несправедливо.

3. Самый успешный – «Ритуал».

Дракон, который может превращаться в человека, обязан выполнить древний ритуал – убить принцессу на алтаре своего жилища, как это делали его многочисленные предки. Но дракону противно насилие. Тогда он решает выкрасть красивую принцессу, а когда за ней приедет рыцарь, притвориться мертвым и отпустить их. Похищает же он принцессу-дурнушку, которую никто не спешит спасать. Между ними вспыхивает чувство, несмотря на нестандартность ситуации и сложные характеры.

По этому роману был снят фильм «Он – дракон», что вызвало у публики повышенный интерес к произведению. Фильм во многом отличается от книги, но авторы говорят, что он сохранил «ее душу, образы, поэзию». Это действительно поэтическая история, когда двое находят друг друга в сложных обстоятельствах и когда долг и жестокие ритуалы разбиваются о настоящее чувство.

4. Самый необычный – «Пещера».

Странный мир, где нет преступлений, поскольку все злодейства творятся во сне, в Пещере, когда люди превращаются в животных. Есть хищники и есть их жертвы. В жизни люди не знают, кто из знакомых кем является в Пещере, говорить и даже думать об этом считается неприличным. Если человек умирает во сне, убитый хищником, то и наяву он уже не проснется.

У Дяченко все книги необычные, но в этой они превзошли себя. Это не фэнтези и не фантастика, нечто совершенно особенное, сродни притче. Авторы исследуют вопросы морали: стоит ли агрессию проявлять неосознанно, в образе животного или же пусть будут преступления, но наяву, когда человек может ответить за них. Известный режиссер и необычная девушка Павла берутся доказать этому миру, что есть другая жизнь, вне Пещеры и вне постоянного страха быть убитым во сне. Но им противостоят могущественные силы и общественное мнение, ведь менять устои и сознание людей тяжело.

5. Самый любимый авторами – «Шрам».

Главный герой, будучи смельчаком и забиякой, случайно убивает жениха приехавшей в город девушки, которая ему понравилась. Оказавшийся рядом сильный маг накладывает на задиру заклятие в виде шрама, которое превращает героя в труса, боящегося собственной тени. Все повествование – это борьба основного персонажа с собой, со своей жалкой, убогой сущностью, которая стала для него наказанием и проклятием. К концу романа мы видим полное преображение героя из ветреного волокиты во вдумчивого, смирившегося со своей судьбой мужчину, способного на любовь, преданность и благородство.

Сергей Дяченко считает этот роман одним из лучших, если не лучшим, в его с Мариной творчестве. Писатель говорит, что здесь проявляется огромная глубина чувств, переживаний, терзаний и сомнений героев, а также о том, что в основе романа заложена их с супругой история любви, ведь главная героиня списана именно с Марины.

6. Самый безжалостный – «Скрут».

Двое влюбленных попадают в плен к огромному пауку Скруту, который приказывает юноше найти женщину по имени Тиар с определенными приметами до установленного срока, и тогда молодые люди будут свободны. Девушка, оставшаяся в плену у Скрута, подозревает, что ее возлюбленный не станет выполнять задание из малодушия, и это разъедает ее сердце. А юноша в поисках Тиар совершает, помимо прочего, два самых тяжелых греха – отрекается от веры и убивает.

Отчаянно борясь за жизнь и свободу, главные герои теряют не только свою любовь, но и основные человеческие добродетели – жалость, сострадание, гуманность. Когда задание выполнено, они даже не могут взглянуть друг на друга и принимают решение расстаться. Тогда как Скрут, ранее бывший человеком, и Тиар переживают еще большую трагедию, скрепившую их судьбы навсегда. Неудивительно, что авторы в финале призывают высшие силы в помощь своим героям.

7. Самый любовный – «Долина совести».

Главный герой обладает даром или проклятием – пообщавшись с ним какое-то время, люди привязываются и, если его нет рядом несколько дней, умирают в мучениях. Поняв это, персонаж становится изгоем. Он пишет детские книги и практически не появляется на публике. Но однажды он встречает женщину с таким же свойством, только она использует свои узы в корыстных целях. Между ними завязываются мучительные и сложные отношения, они проходят путь от ненависти к любви и заканчивают его саморазрушением.

Книга о зависимости, порабощении одного человека другим, причем в прямом, а не переносном смысле, о том, что любовь сильнее смерти, о жажде жизни вопреки всему, о нравственном выборе – быть ли счастливым в ущерб другим или пожертвовать собой, но спасти окружающих. Финал трагический, что не свойственно этим авторам, но иного и быть не может.

8. Самый неоднозначный – «Пандем».

Читатели и критики уже много лет спорят о том, утопия это или антиутопия.

На Земле воцаряется некое существо сродни Богу (но не Бог!) по имени Пандем. Он мысленно разговаривает с каждым человеком, поскольку все души для него как открытая книга. В результате его вмешательства болезни побеждены, преступности нет, развиваются наука и искусство. Тут и ждешь подвоха: обычно подобные властители желают порабощения людей и господства над планетой. Но происходит другое, то, чего даже Пандем не смог предвидеть – в тепличных условиях человечество деградирует.

Развитие напрямую связано с преодолением боли, страха и жизненных катастроф. Поняв это, Пандем самоустраняется, не сумев выполнить то, к чему стремился – сделать людей счастливыми. Писатели поднимают сложную тему человеческого несовершенства. Сколько ни переделывай погрязший в грехах мир, лучше он все равно не будет, т.к. только истинный Создатель способен сотворить рай, и никакое даже самое всемогущее сознание на это не способно. Менять надо не жизнь, а человека.

9. Самый долгожданный – «Луч».

Марина и Сергей делали перерыв в литературном творчестве на пять лет. Существовала вероятность, что пауза затянется, но в 2018-м году наконец вышел их очередной роман «Луч».

Речь в нем идет ни много ни мало о поисках смысла жизни. Экипаж космического корабля «Луч» летит колонизировать далекую планету. У тщательно отобранных для этого космонавтов рождаются дети, которые начинают бунтовать против своего предназначения, ведь они его не выбирали. Тогда некий неизвестный человек на земле собирает в определенном доме четверых подростков, которым за месяц нужно придумать мотивацию юным покорителям космоса.

Книга оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, здесь нет того нерва, психологического напряжения, сложных характеров и необычного языка, столь присущих этим авторам. С другой, сюжет сам по себе настолько занимательный, что покрывает этим все недостатки. Стоит посоветовать начинать знакомство с Дяченко именно с этого романа.