Неисправности системы кондиционирования автомобиля

Как работает кондиционер и почему он может быть поврежден? Система кондиционирования не ограничивается охлаждением воздуха в машине, кондиционер также очищает, осушает воздух и обеспечивает циркуляцию. Автомобильные кондиционеры, в отличие от домашних кондиционеров, питаются от двигателя и, поскольку автомобиль регулярно находится в движении, они подвергаются негативному влиянию внешних факторов. Изменения температуры и постоянные вибрации могут повредить отдельные компоненты системы кондиционирования воздуха.

Чтобы понять причину поломки кондиционера, первым делом нужно разобраться в его устройстве.

Неисправности системы кондиционирования

Конструкция кондиционирования автомобиля

Работа кондиционера основана на циркуляции охлаждения в замкнутой системе. В состав автомобильного кондиционера входят:

  1. Компрессор. Он сжимает охлажденный газ для циркуляции в системе.
  2. Электромагнитный разъем. Он обеспечивает прямую работу компрессора.
  3. Конденсатор. Он охлаждает охладитель за счет воздуха, создаваемого вращением вентилятора и движением автомобиля.
  4. Осушающий фильтр. Ресивер сглаживает колебания потока холодного воздуха, а осушитель поглощает влагу из охладителя.
  5. Терморегулирующий клапан. Он пропускает холодный воздух через испаритель, регулируя скорость подачи в зависимости от температуры на выходе из испарителя.
  6. Испаритель. Он занимается охлаждением воздуха.

Некоторые кондиционеры оснащены патрубком с форсунками вместо термостатического клапана. В их состав входит аккумулятор-сушилка. Батарея выполняет роль резервуара для кулера.

Наиболее частые поломки кондиционера автомобиля

  1. Загрязнение элементов системы. Существенное загрязнение конденсатора вызывает его перегрев, что приводит к увеличению давления в системе. Работа кондиционера в этом случае будет неэффективной: воздух в машине не будет охлаждаться. Если компоненты кондиционера загрязнились, их необходимо немедленно очистить. Появление неприятного запаха в автомобиле при работающем кондиционере может свидетельствовать о засорении фильтра кондиционера. Это расходный материал, и его необходимо заменить в соответствии с планом. В основном рекомендуется заменять его каждые 20 000 км. Однако многие автовладельцы меняют его чаще — каждые 10-15 тысяч километров или примерно раз в полгода.
  2. Полный отказ системы и утечка охлаждающей жидкости. На неисправность может указывать нарушение работы кондиционера и следы масла на поверхности компрессора и других компонентах системы. Повреждение может быть вызвано столкновением, например, в автомобильной аварии или по окончании срока службы уплотнительных элементов. Чтобы решить проблему, необходимо заменить поврежденные компоненты и залить охлаждающую жидкость в систему.
  3. Заклинивание компрессора. Наиболее характерными признаками этой поломки являются необычные звуки компрессора, следы масла на поверхности детали и в некоторых случаях невозможность запуска двигателя. Загрязнение компонента может быть вызвано износом или недостаточным уровнем масла в системе. В случае такой неисправности компрессор необходимо заменить.
  4. Неправильная работа термостатического клапана. В случае выхода из строя детали во время работы кондиционера, охлажденный воздух периодически попадает в кабину, а сам агрегат может отключаться в индивидуальном порядке. Кроме того, это повреждение вызывает замерзание шлангов испарителя. Нарушение работы термостатического клапана может быть вызвано механическими повреждениями или неправильной регулировкой детали, а также загрязнением системы изнутри. Часто деталь не ремонтируется и требует замены в случае повреждения.
  5. Поврежден конденсатор. Это приводит к тому, что кондиционер не реагирует на включение или выключение при движении на малых скоростях. Наиболее частая причина поломки конденсатора – загрязнение самого конденсатора и магистрали системы кондиционирования. В случае такой неисправности необходимо тщательно очистить конденсатор и соединительные элементы. В противном случае неправильная работа кондиционера может привести к повышению давления в системе кондиционирования.
  6. Повреждение испарителя. Появление воды и неприятного запаха в салоне – признаки такого нарушения. Повреждение испарителя вызывает загрязнение и засорение дренажной трубы. Очистка последнего решит проблему. В случае коррозии испарителя его необходимо заменить.

Пожалуйста, обратите внимание! И ремонт, и заправка кондиционера требуют специальной подготовки, навыков, инструментов и расходных материалов. Поэтому рекомендуется доверить эту работу только специалистам!

Как предотвратить неисправность кондиционера?

Повреждение любого компонента автомобиля, в том числе кондиционера, гораздо проще предотвратить, чем устранить. Чтобы сэкономить на ремонте и максимально продлить срок службы кондиционера вашего автомобиля, следует придерживаться таких простых правил:

  1. Регулярно включайте кондиционер вне зависимости от сезона. Достаточно одного-двух раз в неделю по 10-15 минут.
  2. Перед включением кондиционера в холодное время года прогрейте салон автомобиля.
  3. Тщательно промойте и продуйте конденсатор в процессе мойки автомобиля.
  4. Даже если нет никаких признаков повреждения, заправляйте кондиционер каждые 1-2 года.

Вывод

При заправке кондиционера охлаждающей жидкостью и маслом и замене изношенных деталей следует отдавать предпочтение только запчастям и расходным материалам проверенных производителей. Кроме того, ремонт кондиционера должен проводиться в соответствии с требованиями, предусмотренными технической документацией на автомобиль. Соблюдая эти простые правила эксплуатации, кондиционер прослужит вам долго!