Методика Монтессори для детей: все, что вам нужно знать
Методика Монтессори названа в честь доктора Марии Монтессори. Она разработала идею спонтанного обучения у детей. Монтессори разработала материалы, помогающие детям в процессе приобретения новых знаний. В следующих нескольких пунктах описано все, что вам нужно знать об этой инновационной системе.
1. Что такое методика Монтессори.
Методика Монтессори — образовательный подход, разработанный итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори в начале прошлого века. В его основе лежит идея воспитания детей с раннего возраста. Это побуждает их быть активными участниками, принимать решения и узнавать об окружающем мире через игру.
Методика определяет ребенка как жадного до знаний человека, способного самостоятельно добывать знания и опыт оптимальным для себя способом. Проверенный и применяемый в разных культурах более 100 лет, этот способ работы с детьми стимулирует их физическое, умственное, эмоциональное и социальное развитие. Дети от 0 до 18 лет могут участвовать в тренировочной практике Монтессори. Он применим не только в детских садах, но и в школах.
Если вы родитель, желающий дать своему сокровищу наилучшее образование, то система Монтессори имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционной. Например, среда, обеспечивающая этот инновационный подход, радикально отличается от среды традиционных детских садов и школ.
Метод мотивирует ребенка к действию. Он мотивирован на активность, в отличие от обычных моделей, где от ребенка ожидают, что он будет сидеть спокойно, слушать и воспринимать информацию с послушанием.
Роль учителя также различна. В методике Монтессори он видится скорее наставником, советчиком, который указывает ребенку путь, но оставляет его одного, чтобы тот его прошел. Многие детские авторы восприняли эту идею, превратив учителей в мудрецов, которые обладают всеми знаниями, но делятся ими поровну, чтобы ученикам было легче учиться.
Эта методика позволяет подросткам развиваться в своем собственном темпе. Группы и классы не разделены по возрасту, что дает детям свободу и покой. Их поощряют учиться, потому что они хотят, а не потому, что должны.
В этом подходе отсутствуют традиционные оценки и тесты, которые еще больше нагружают детей, не принося им никакой дополнительной ценности. Здесь упор делается на внутреннюю самооценку, которую дети придают себе. Их удовлетворение хорошо выполненной работой является настоящей наградой для них самих, их родителей и учителей.
2. Обучение с помощью материалов Монтессори.
Современные материалы, предназначенные для работы по методике Монтессори, были изобретены и разработаны лично Марией Монтессори, отсюда и их название. Они сделаны из эскизов и рисунков стандартных материалов, одобренных Марией Монтессори, и соответствуют друг другу по характеристикам и функциям.
Не секрет, что лучший способ воспитания ребенка – это игра. С ее помощью дети усваивают важные жизненные уроки. Материалы, используемые в методике Монтессори, на самом деле являются игрушками. Они разные по размеру, форме и цвету. Это могут быть цельные геометрические фигуры темных или ярких оттенков, пазлы, карты, глобусы, цилиндры, бусины и многое другое.
Важным свойством материалов Монтессори является их корректирующий характер. Например, когда часть пазла не подходит или остается неиспользованной, ребенок понимает, что где-то в процессе допустил ошибку. Таким образом, он добровольно хочет повторить шаги и исправить это.
По мере своего постепенного развития ребенок начинает обнаруживать не случайные закономерности между некоторыми материалами. Он может расположить части некоторых материалов от самых больших до самых маленьких, от самого темного до самого светлого цвета или понимать такие понятия, как объем, метр, дециметр и так далее.
В отношении материалов методики Монтессори существуют определенные правила, среди которых – каждый материал возвращать на то место, откуда он был взят, использовать его по назначению.
3. Игрушки Монтессори.
По большей части они деревянные, и идея состоит в том, чтобы дети играли с более естественными и теплыми материалами. Прежде чем передать игрушки ребенку, необходимо показать взрослому, как извлечь из игры с ними максимальную пользу.
Игрушки Монтессори разделены на категории, каждая из которых отвечает соответствующим образовательным потребностям детей: математика, география, биология, сенсорика, развитие речи и практические материалы.
В каждой области знаний есть свои типичные игрушки. Математика использует инструменты, которые помогают детям изучать счет, арифметику, единицы измерения и так далее.
В географическом плане используют глобусы и карты, показывающие расположение материков и океанов, а также земных форм, задачей которых является научить их тому, что такое остров, полуостров, озеро.
Не менее важна биология, дающая знания о строении некоторых видов растений. Это также способствует развитию зрительно-моторной координации, внимания к деталям и мелкой моторики.
Практичные материалы привлекают внимание малышей к предметам быта – ткани, замки и т.д.
В средствах сенсорного и речевого развития есть игрушки, которые стимулируют ребенка изучать как цвета, так и знаки, и символы.
4. Книги по воспитанию детей по методике Монтессори.
Мир сталкивается с неизвестными до сих пор проблемами в воспитании детей. Образование требует большей гибкости, навыков и готовности учиться. Все это автоматически превращает старые подходы в нерабочие. Нужны новые – инновационные, даже экспериментальные.
Это и есть методика Монтессори. Вот несколько книг, которые могут оказаться полезными для эффективного применения метода.
«Чудо Монтессори» от Елены Тимошенко.
Сама автор книги является педагогом по системе Монтессори. В своей работе она отвечает на несколько ключевых вопросов, а именно:
- Зачем ребенку свобода и к чему она может привести?
- Как воспитывать, не наказывая и не поощряя?
- Почему нет необходимости в оценивании?
- Как привить ребенку самостоятельность и ответственность?
Выводы Елены основаны на ее личных исследованиях, проведенных в Монтессори-школах и детских садах.
«Энциклопедия Монтессори» от Тима Селдина.
Тим Селдин создал книги, которые являются руководством. Это практическая программа для родителей и учителей, которые хотят спокойной, счастливой и полноценной жизни для детей. В книге подчеркивается мысль о том, что период от рождения до 6 лет является самым важным в развитии человека.
«Монтессори. 150 занятий с малышом дома» от Сильви и Ноэми Д'Эсклеб.
Опять же, педагоги, работающие с новаторским подходом, являются авторами книги «150 занятий с малышом дома».
Большинство упражнений предназначены для детей от 2 до 4 лет, но есть и упражнения для детей от 5 до 6 лет. Все действия, описанные в книге, адаптированы таким образом, что их можно выполнять дома с относительно дешевыми и доступными материалами.
Цель состоит в том, чтобы сами родители работали со своими детьми, проводили больше времени вместе, играли и знакомили их с большим разнообразием мира.
«60 занятий с ребенком по методике Монтессори» от Мари-Элен Пляс.
Эта книга специально предназначена для самых маленьких. Основное внимание в ней уделяется тому, как родители могут создать дружелюбную домашнюю обстановку, как подойти к новорожденному с самого начала и как помочь ему развить свои способности.
5. Обучение по методике Монтессори в детских садах и школах.
Обучение по модели Марии Монтессори проходит в классах под руководством учителей. Два неизменно необходимых компонента всей системы.
1) Классы. Они красиво оформлены и предназначены для удовлетворения потребностей детей в определенной возрастной группе.
Доктор Монтессори обнаружила, что изучение собственного опыта на этих занятиях приводит к более глубокому пониманию предметов. Среди них овладение языком, математикой, наукой, музыкой, социальными взаимодействиями и многими другими.
Каждый материал в классе Монтессори поддерживает определенный аспект развития ребенка. Ребенку предлагается выстроить связь между своими интересами и доступными занятиями, предлагаемыми окружающей средой.
Цель состоит в том, чтобы создать прочную основу для обучения на протяжении всей жизни.
2) Учителя. Быть учителем по методике Монтессори — это миссия. В обязанности этих людей не входит механическое повторение усвоенных уроков, которые остаются непринятыми и неосознанными учащимися.
Их работа гораздо важнее, потому что она направлена на то, чтобы вызвать любопытство и вызвать интерес. Учителя должны быть первооткрывателями, а не попугаями.
В основе методики Монтессори лежит концепция о том, что мастерство достигается путем исследования, подражания, повторения, совершения ошибок и приобретения личного опыта.
Учитель – это тот, кто тщательно готовит классную среду с материалами и мероприятиями, которые отвечают уникальным потребностям детей. Таким образом учителя закладывают основы и знакомят учеников с принципами самостоятельного обучения.
У методики Монтессори для педагога больше одной роли. В зависимости от потребностей детей, это может быть:
Обученный наблюдатель.
Эта роль включает в себя способность распознавать детские настроения и потребности. Иногда они могут быть не в форме, чтобы учиться, а иногда они могут очень быстро усвоить новые концепции.
Способность учителей наблюдать и «расшифровывать» потребности своих учеников бесценна. Это позволяет им на основе выводов выбрать нужные материалы, с помощью которых обучать детей новому навыку или понятию.
Таким образом, в зависимости от скорости, с которой они развиваются, и чувств, которые они испытывают, дети могут быть погружены в более сложные и абстрактные вопросы.
Творческий наставник.
Это роль, в которой учитель помогает и направляет. По мере того, как дети развиваются, меняется и классная среда, отвечающая их новым потребностям.
Основатель личности.
Это самая ответственная роль. Она представляет учителя как образец для подражания. Своим собственным поведением и отношением учитель моделирует и формирует детские ценности, такие как сочувствие, сострадание и принятие индивидуальных различий.
Призывает их быть вежливыми и добрыми. Совмещает их совместную деятельность, поощряя командную работу, ответственность, самодисциплину и уважение.
Дети любознательны и способны осваивать окружающий мир посредством самостоятельной деятельности. Они должны быть мотивированы к самостоятельному обучению, а родитель и учитель являются наставниками, указывающими путь. Их роль – наблюдать за детьми, понимать, когда они готовы к получению новых знаний и обеспечивать необходимую среду.
Ребенка следует поощрять к изучению того, что ему интересно. Если он интересуется географией, на него не следует давить математикой.
Методика Монтессори поддерживает идею о том, что дети сделают шаг навстречу всему, что их окружает, когда они будут к этому готовы.
Нет комментариев