Биометрия в Сбербанке: зачем нужна, как настроить самостоятельно, можно ли отказаться?

Биометрия
Биометрия – это специальная система распознавания людей по характерным физическим или поведенческим чертам: лицу, голосу, отпечаткам пальцев, радужной оболочки глаз и так далее. Последнее время в банках всё чаще собирают биометрические данные для улучшенной защиты от мошенников и экономии времени клиентов. Но так ли это нужно, как утверждают финансовые организации?

Нововведения в Сбербанке

Компания уже несколько лет продвигает идею о необходимости использования биометрии. При этом обещается много преимуществ:

  1. Быстрое и более удобное обслуживание. Теперь оформление кредита или банковской карты пройдёт быстрее: достаточно взгляда в камеру для идентификации личности.
  2. Лучшая защита денег – человек не получит доступ к счёту в банке, если его лицо или голос не будут распознаны.
  3. Оплата одним взглядом: в специальных терминалах можно будет оплачивать покупки без банковской карты по биометрическим данным.

Также при звонке в call-центр оператор не будет запрашивать кодовое слово или некоторые паспортные данные для подтверждения личности, поскольку теперь система будет распознавать голос и сверять его с имеющимися данными. Однако в современном мире звонки не так часто используются – большинству их заменяет интернет.

Как настроить биометрию в приложении Сбербанка?

Подключить биометрию просто: не нужно даже выходить из дома. Достаточно открыть свой профиль в «Сбербанк Онлайн» и перейти на вкладку «Сбер ID», где будет предложено подключить распознавание по лицу и голосу. После нажатия кнопки «Подключить» приложение попросит согласие на обработку персональных данных. Фактически, Сбербанку даётся право на обработку и хранение (на 50 лет) биометрических данных: лица, голоса, отпечатков пальцев (последние пока что не требуются). Далее приложение попросит доступ к камере и микрофону. Телефон нужно отодвинуть таким образом, чтобы лицо поместилось целиком в овальную рамку на экране, затем сделать несколько простых телодвижений: медленно повернуть голову во все стороны и моргнуть. Таким образом лицо будет отсканировано, обработанной фотографии будет присвоен персональный номер, который автоматически привяжется к счёту банковской карты.

Для входа в приложение биометрические данные не понадобятся. Зато они могут быть полезными при идентификации на партнёрских сайтах: достаточно посмотреть в камеру и ввести код из смс. Также, из соображений безопасности, когда банку не удастся подтвердить личность, он может потребовать дополнительно посмотреть в камеру.

Предоставления биометрических данных

Опасность предоставления биометрических данных

Теперь о недостатках этой системы. До сих пор многие люди по-прежнему не доверяют банкам и с опаской относятся к передаче им личной информации. То, что банки хотят снизить риск человеческого фактора и заменить людей роботами, понятно, но система по-прежнему несовершенна.

Основная проблема в том, что неизвестно, как будут использованы биометрические данные. Может произойти утечка информации в открытый доступ, как уже происходило с клиентскими базами в нескольких крупных банках ранее. Кроме того, в ближайшем будущем банки планируют выдавать кредиты онлайн, проводя идентификацию личности по биометрическим данным, если клиент предоставил их ранее. Но мошенники тоже не дремлют и совершенствуют свои навыки. Вполне вероятно, что они научатся подделывать изображение лица и запись голоса и смогут виртуально оформлять кредиты на ничего не подозревающих жертв.

Как отказаться от биометрии?
Иногда может произойти такое, что при оформлении документов на клиента молча направляют камеру и просят сказать пару слов, хотя согласия на это он не давал. В таком случае, человек имеет полное право отказаться. Если сотрудник банка будет утверждать, что клиент ранее соглашался на обработку персональных данных, собирать же биометрические данные никто не может – к персональным относятся только сведения из паспорта, но никак не голос и отпечатки пальцев.

В случае, когда банк отказывается выдавать кредит или кредитную карту из-за отказа в предоставлении биометрических данных, это является нарушением прав. Для фиксации нарушения можно потребовать письменный отказ в выдаче с объяснением конкретной причины, чтобы в последствии использовать это как доказательство в суде или при написании жалобы в Центробанк и Роспотребнадзор.

Если клиент согласился на передачу биометрических данных, но потом передумал, разорвать соглашение просто так уже не получится – для этого придётся идти в ближайший офис банка и писать заявление на отказ или прислать его по почте. В банке человеку предоставят письменное уведомление, что с определённого числа его биометрические данные использоваться не будут, однако, нужно иметь в виду, что данные не уничтожаются: по закону они должны храниться в течение пяти лет. Копию заявления нужно оставить у себя на случай, если банк его проигнорирует. Тогда, если банк использует эти данные при обслуживании клиента или мошенников, будет возможно получить денежную компенсацию за причинённый в результате нарушения прав ущерб.

На взаимоотношения с банком отказ не повлияет. Единственное, кредит будет оформляться немного дольше, чем при наличии биометрических данных, но это связано с алгоритмом работы банка.

Что в итоге?

С одной стороны, здорово, что банки идут в ногу со временем и стараются упростить и ускорить работу с людьми. С другой – защита от мошенников всё ещё несовершенна, а утечка информации из баз происходит слишком часто, чтобы это игнорировать. Поэтому, если у клиента банка нет желания предоставлять свои биометрические данные, закон не принуждает его соглашаться на эту процедуру.

Реклама


Нет комментариев